Игорь Макаревич
Homo Lignum (III), 2019

150 000
Техника:
Фотогравюра

Основа:
Бумага Fabriano Tiepolo 290 г/м²

Размер:
47 х 56 см

Издатель:
ПиранезиLAB

Подпись:
Оттиск пронумерован и подписан автором. В левом нижнем углу размещена тисненая печать ПиранезиLAB.
В 1996 году в галерее XL Игорь Макаревич впервые представляет проект «Лигномания» – серию портретов Николая Борисова. Биография бухгалтера деревообрабатывающего комбината 1940-1960-х гг. – пример личной утопии «маленького человека», увлеченного идеей покинуть советскую действительность, превратившись в дерево. Одержимость идеей «выдавить из себя человеческое дыхание» перерастает в персональный культ, которому подчинен весь быт персонажа. В судьбе Борисова Макаревич соединяет историческую повседневность с фантасмагорией одиночки-ипохондрика, пересказывающего собственную историю в «Тайной жизни деревьев, или дневнике Борисова».

Коллекцию артефактов «человека древесного» отличает разнообразие форм и медиумов: рукописи с чертежами приборов для трансформации, анатомические зарисовки, ритуальные объекты из нескольких пород деревьев. Не последнюю роль в свидетельствах о Борисове сыграла серия фотографий, зафиксировавших его облик. В сознании лигномана противоборствуют два желания: скрыться под маской Буратино от внешнего мира, уединившись в молитве, и сохранить «обозначение себя» для истории. Цикл автопортретов 1996 года монотонно фиксирует частную медитацию Борисова, открытого взгляду зрителя-вуайериста. Выбранные позы Нарцисса, Мыслителя и декоративный антураж устанавливают преемственность образа Борисова с художественной, иконографической традицией и выводят фигуру комичного персонажа на уровень несоразмерного ему эпического героя. Тогда как сама биография лигномана парадоксально сочетает в себе осязаемость и притягательность артефактов и историческую дистанцию, необходимую для архивного документа, предмета мистификации.

[ Избранные работы ]