Двадцать лет назад Леонид Тишков сочинил лаконичные истории-портреты «собеседников» по цеху – великих русских художников. А все началось с открытия в Москве в 2001 году клуба МуХа, название которого расшифровывается, по разным источникам, то ли как «Музыкально-художественная альтернатива», то ли просто «МУзыканты и ХУдожники». Тишкова пригласили нарисовать для тарелок и прочей посуды портреты известных деятелей культуры, а также предложили стать куратором программы клубной галереи. И он придумал выставку «ЖЗЛ» – Жизнь замечательных людей.
Четырнадцать культовых художников – Репин и Верещагин, Саврасов и Шишкин, Петров-Водкин и Филонов, Малевич и Татлин, Филонов и Кукрыниксы, Анатолий Зверев и Оскар Рабин, Илья Кабаков и Юрий Злотников стали с легкой руки Леонида Тишкова персонажами их собственных картин или, как говорит автор «ЖЗЛ», «героями притч, а где-то даже анекдотов в стиле Даниила Хармса» – ситуаций, в которые их поместила когда-то молва и фантазия нового «летописца». Притворившийся слепым бандурист Татлин изучает секреты работы Пабло Пикассо, Шишкин печально сидит на сосне в ожидании медведей, возвратившийся из Парижа на родину Рабин обнимает березку, а мечтавший о монументальных форматах Юрий Савельевич Злотников метит своими «сигналами» белые стены домов. И эти веселые картинки как-будто сделали героев «ЖЗЛ» ближе, ведь, по убеждению Леонида Тишкова, «всякий художник старается найти свой авторский стиль, «изюминку», чтобы его узнавали. Вот этим и воспользовался автор альбома, изобразив с некоторым чувством юмора их индивидуальность и чудачества
Ирина Горлова