Семь рассуждений
о линии

21.10.2025 – 30.11.2025
Галерея FUTURO при поддержке ПиранезиLAB представляет выставку графики и керамических объектов Алексея Веселовского и саунд-арта Ивана Шелоболина «Семь рассуждений о линии».

В пространстве выставки встречаются два автора, рассуждения которых касаются первоэлемента графики и музыки — линии. 
Алексей Веселовский работает с линией как с основой графического мышления, развивая пластические поиски в серии керамических объектов. Иван Шелоболин специально для проекта написал музыку, полифонические диалоги, состоящие из 7 небольших фрагментов.

В работах Веселовского линия выступает универсальным знаком, индексом вечного горизонта, первичной формой проявления человеческого сознания в акте творения. Формируясь в разных плоскостях — произрастая, разделяя, соединяя — протяжённый след интерпретируется семь раз. Семь проекций мысленных конструкций (линия как время, довербальный знак, идея, основа) воплощаются в графических и объёмных, керамических формах. Медиум графики утверждается как первооснова художественного мышления, где линия — источник всего визуального. Работы из глины фиксируют точный жест, касание, надлом, взрыв поверхности.

В работе «Семь диалогов» Иван Шелоболин с помощью акустических и электронных инструментов, а также электронной пост-обработки очерчивает своë музыкально-линеарное пространство. Оно создано из звуков двух голосов, пересекающихся друг с другом, словно это петляющие тропы, проложенные двумя путниками; поле музыки бесконечно и вневременно, но в то же мгновение обжито, и потому знакомо каждому. И в этой узнаваемости через музыку — и приближении к чему-то — проявляется осуществление времени, а вместе — их сущностное соединение. Слушателю, оказывающемуся зрителем, и зрителю, оказывающемуся слушателем, остаётся лишь принять это сплетение линий — как образ большой карты, где он волен выбрать себе или все пути разом, или одну линию движения.

→ каталог выставки доступен по ссылке
Линия не существует в природе как объект. Она — мысленная конструкция, выведенная из наблюдения за протяжёнными явлениями: трещинами, нитями, следами, гранями света. Истинная линия — идеал, описанный математикой, одномерное множество точек без ширины и глубины. Её нельзя найти среди вещей, только в намерении, в жесте, в работе сознания. Эта абстракция лежит в основании всех форм: от рисунка до архитектуры, от чертежа до партитуры.

Линия не существует сама по себе, она — индекс идеи. Она рождается там, где рука касается материи, и исчезает, оставляя след — память о прикосновении. Глина хранит её в теле, бумага — в отпечатке. След — не просто результат, а знак присутствия, мгновение, когда материя становится участницей жеста. Между следом и следом рождается пространство, где проступает образ.

Первая царапина на камне, след пальца на глине — начало сознания, первый способ сказать «я есть». Линия обозначает границу между внутренним и внешним, хаосом и порядком. Каждый раз, проводя линию, человек повторяет древний космогонический акт сотворения, где разделение становится рождением нового.

Чем дольше смотришь на линию, тем меньше в ней границы и больше связи. Она соединяет, как нить, протянутая сквозь время. В керамике — трещина, в гравюре — штрих, в архитектуре — контур света. Я порой думаю о нанесении штрихов как о движении, удерживающем мир от распада. Линия — знак сопричастности между идеей и материей, человеком и землёй, мыслью и телом.

Иногда кажется, горизонт — самая великая из всех линий. Он существует. Взгляд создаёт его, чтобы различить небо и землю, но при этом соединяет их. Горизонт обозначает предел, но не завершение. За линией горизонта всегда есть продолжение, и именно это делает её живой.

Линия — форма коммуникации до речи. Она говорит без слов, языком ритма, паузы, напряжения. Так звук длится во времени, вычерчивая форму невидимого, превращая тишину в поверхность, по которой движется внимание. Музыка — тоже линия, сотканная из колебаний и ожиданий, из напряжения и пауз. Энергия линии меняет плотность, переходя из видимого в слышимое.

Линия — маркер времени. Она переводит мгновения в протяжённость. Взгляд повторяет путь руки от первого касания до исчезновения. Каждый штрих — переход, сгусток энергии между жестом и молчанием, между тем, что уже произошло, и тем, что ещё готовится проявиться.

– Алексей Веселовский

Галерея FUTURO
при поддержке ПиранезиLAB

Москва
4-й Сыромятнический пер. 1/8, стр. 9
Подъезд Н8